«Царский монастырь» Перми Великой – Чердыни

В 2013 году Чердынский Иоанно-Богословский монастырь отпраздновал свой 550-летний юбилей со времени основания.

Эта старейшая обитель пермских земель, живущая под небесным покровительством «апостола любви» Иоанна Богослова, вот уже более пяти веков являет удивительный пример деятельной любви к Богу и к людям.

Монастырь поражает цельностью сохранившегося в нем мира — такого, казалось бы, далекого от современности, но столь близкого живой душе, трепетно воспринимающей почти забытый сегодня язык любви, истины и красоты. Здесь все — от кованых монастырских ворот до прекрасных икон и алой рябины за алтарем — пронизано любовью. Простота и чистота этого мира сравнимы с родником, из которого благодарно черпаешь силы, мудрость и благодать.

Однажды побывав в этом месте, навсегда привязываешься к нему незримой нитью, которая тянет вернуться сюда, в Чердынь, потому что душа просится туда, где в из века в век молитвы ко Господу возносит «присный Его друже, возлюбленный учениче и наперсниче Христов» Иоанн Богослов…

Рассказывая об истории Чердынского Иоанно-Богословского монастыря, отметим, что все православные монастыри и храмы удивительно похожи: у них одно основание – вера православная, единое предназначение – проложить путь человека к Богу. Вместе с этим каждый из них неповторим, исключителен — он находится в собственном сакральном, историческом, временном пространстве. Он, точно живое существо, обладает внутренней, духовной жизнью — и меняется внешне, создается — и уходит в небытие, испытывает колоссальные взлеты — и забвение… Так и Чердынский Иоанно-Богословский монастырь имеет свою собственную историю, свою удивительную счастливую судьбу.

Временем основания монастыря считается 1463 г., или, согласно летописи, «как пермичи крещение приняли». Этот же год указан и на старинной монастырской иконе, изображающей крещение Чердыни епископом Ионой Великопермским.

С момента своего основания Чердынский монастырь имел особое стратегическое значение. В Перми Великой — Чердыни пересекались основные торговые пути. Это был крупный оживленный город, укрепленный кремлем и гарнизоном. Место для монастыря было выбрано безошибочно — на крутом берегу реки Колвы. За монастырской оградой берег круто обрывался вниз, и со стороны монастыря открывался отличный обзор долины реки. Поэтому он служил форпостом Чердыни – не только духовным, но и военным.

Монастырь с момента своего основания пользовался особым покровительством со стороны правящей династии. Так, в 1580 году царь Иоанн VI (Грозный) своим указом предоставил монастырю особые привилегии: наместникам было запрещено судить монастырскую братию, притеснять монастырских крестьян, «кормов и подводы не имать, и не въезжать к ним опричь душегубства и татьбы с поличными». Царь Михаил Фёдорович в 1623 году подтвердил привилегии, жалованные монастырю царской грамотой 1580 года.

В те далекие времена пожары были для Чердыни постоянным бедствием. В нескольких пожарах Иоанно-Богословскому храму чудом удалось уцелеть, пожар же 1700 года нанес храму непоправимый урон, и его пришлось строить заново.

В 1718 году строительство каменного двухэтажного храма было закончено. Это было первое каменное здание в Чердыни. Был возведен нижний зимний храм с престолом во имя Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и верхний летний двусветный храм с престолом во имя Вознесения Господня. Здание Иоанно-Богословского храма сохранилось до нашего времени почти в первозданном виде.

Явившись первым православным монастырем в Перми Великой, Чердынский Иоанно-Богословский монастырь, прежде всего, был миссионерским. Храм этого монастыря был долгое время единственным, где совершалась литургия, и где возносились молитвы о просвещении пермской земли. По дошедшей до нас иконографии крещения Перми Великой мы видим, что именно Колва – в окрестностях Иоанно-Богословского монастыря — и есть то место, с которого началось крещение Перми. Символично и то, что игумен именно этого монастыря Иов завершил христианизацию Чердынского края, крестив в 1751 г. вишерских вогулов. Но просветительская миссия монастыря на этом не закончилась.

Иоанно-Богословский монастырь был истинным светильником, поставленным на высоком месте, распространявшим свет веры Христовой. Довольно быстро, при помощи братии монастыря, соседние городки и села возводят храмы, и в них начинаются богослужения.

В 1764 году, при проводимой Екатериной II церковной реформе, монастырь был «оставлен на своём содержании» из уважения к его древности и значению для Пермского края. Но вскоре он пришёл в совершенный упадок и был закрыт в 1784 г. Монахи были переведены в другие монастыри, а вотчины отошли к Троице-Сергиевой Лавре.

Однако, воплощая своей историей образ Воскресения Христова, монастырю суждено было возродиться.

В 1911 году Святейший Синод принял решение о создании в Чердыни Чердынского Иоанно-Богословского женского монастыря. Настоятельницей монастыря была поставлена игумения Руфина (Кокорева) воспитанница Пермского Успенского женского монастыря.

16 января 1914 г. монастырю было «всемилостивейше даровано наименование Чердынский Иоанно-Богословский женский монастырь, учрежденный в память 300-летия царствования дома Романовых».

Икона св. апостола и евангелиста Иоанна БогословаДля матушки и сестер это имело большое значение. Их уважительное отношение к династии было сердечным и проявлялось в разных формах. Матушку Руфину называли «Царской игуменьей» именно за любовь к Царской семье и встречное благоволение к ней и ее делам со стороны императорской фамилии.

С начала возрождения обители матушка часто бывала с сестрами в расположенном недалеко от Чердыни селе Ныроб, где в начале ХVII века томился опальный боярин Михаил Романов, родоначальник династии. По преданию, Михаил Никитич по дороге к месту ссылки заночевал со стражей в стенах монастыря.

В дни самого юбилея, по сообщению «Пермских епархиальных ведомостей» 20 и 21 февраля 1913 года, в монастыре происходили особые церковные торжества. Кроме того, игуменье хотелось, чтобы, по возможности, все напоминало об учреждении монастыря в честь 300-летия царствования Дома Романовых: и монастырская печать, и бланки, и на это Преосвященный дал свое благословение. С началом Первой мировой войны при монастыре был учрежден приют для детей погибших воинов и беженцев. Покровительницей приюта стала Великая Княжна Татьяна Николаевна, 27 апреля 1915 года приюту было присвоено наименование «Романовский».

С именем игумении Руфины (Кокоревой) связан важнейший этап жизни монастыря. Теперь очевидно насколько промыслительным было это назначение.

Тогда, в начале двадцатого века, сошлись судьбы людей, которым суждено было в годы испытаний явить себя «солью пермской земли». Им суждено было просиять в лике святых. Одни стали мучениками, пролив кровь за веру на пермской земле: Великий князь Михаил Александрович Романов[1], архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), епископ Пермский и Соликамский Феофан (Ильменский). Другие за пределами любимой Родины стали подвижниками веры, центром духовного притяжения: игумен Серафим (Кузнецов), схиигуменья Ариадна (Мичурина), игуменья Руфина (Кокорева)…

Матушка Руфина была в близком духовном общении с выдающимися людьми того времени. Знаменательная встреча игумении Руфины с Великой Княгиней Елисаветой Федоровной произошла в Перми 11 июля 1914 года во время паломнической поездки Елисаветы Федоровны по Пермской губернии. Между этими двумя подвижницами веры существовала особая глубинная связь, они были одного духа, как будто дышали и жили единым. Более того, покидали они «любимую Родину»[2] в одно и то же время, в 1919 году, вместе с отступающей Белой армией… Тело преподобномученицы Елисаветы (Алапаевской) сопровождал игумен Серафим (Кузнецов). Их путь пролегал с Урала на восток, через Сибирь, Харбин и Шанхай [3]. Той же дорогой уезжала навсегда из Чердыни матушка Руфина с сестрами.

Сегодня нам трудно оценить истинный масштаб личности каждого из этих людей, связанных неразрывными нитями взаимной молитвы, объединенных любовью к Богу и ближнему. Но совершенно очевидно, что их явление на пермской земле перед грядущими испытаниями — промысел Божий…

В годы Великой отечественной войны Иоанно-Богословский храм был закрыт на короткое время, но в 1943 году в нем вновь начались богослужения.
Сейчас Чердынский Иоанно-Богословский монастырь, как и пять веков назад выполняет миссию, возложенную на него епископом Ионой. В монастыре совершаются ежедневные богослужения, действуют катехизаторские курсы для взрослых и воскресная школа для детей. Настоятелем монастыря является игумен Герасим (Гаврилович).

Как 100 лет назад современный Чердынский Иоанно-Богословский монастырь отмечает 400-летие царствования Дома Романовых особыми мероприятиями. Ко дню памяти небесного покровителя монастыря (21 мая) — Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в монастыре планируется открытие выставки «Царский монастырь», посвященной этой дате.

Автор: Екатерина Котельникова



[1] Великий князь Михаил Александрович Романов канонизирован Русской Православной Церковью за рубежом.

[2] Так в своих письмах называли Россию и Елисавета Федоровна, и матушка Руфина.

[3] Согласно духовному завещанию Елисаветы Федоровны, местом ее упокоения был избран храм равноапостольной Марии Магдалины у Елеонской горы в Иерусалиме.

Оставить комментарий

21.02.2017 · 13:44

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *